Уважаемые коллеги! Появившаяся заметка радиолюбителя Нестерова А. (RV3EEQ), оживила в памяти события, вошедшие в общую копилку деятельности энтузиастов-радиолюбителей, которые пытались на тот момент разнообразить эфир интересными радио-связями с международным орбитальным комплексом. Было время, когда в космосе появился (4.10.1957г.) первый советский искусственный спутник Земли. Первый полет (12.04.1961г.) Ю.А. Гагарина, который был воспринят советским народом, словно вдруг наступивший в апреле День Победы! Затем полеты Германа Степановича Титова, В.В. Терешковой, Валерия Федоровича Быковского и т.д.
Мы в то время знали своих первопроходцев космоса по именам. Каждый раз это являлось выдающимся событием в истории страны. Были триумфальные полеты и трагические времена, связанные с космосом. Конечно, для выполнения таких полетов требовалась особенная радиосвязь.
Из истории: «У всех на слуху имена наших гениальных технарей-конструкторов: Александра Попова, Сергея Королева, Михаила Калашникова. Их, увы, не так много, как хотелось бы, но при этом некоторые и вовсе незаслуженно забыты, хотя стоит их знать и гордиться ими! Один из таких гениев невидимого фронта — Валентин Николаевич Авдеев, принесший отечественным вооруженным силам, пожалуй, пользы едва ли не больше, чем знаменитый Калашников!
Валентину Николаевичу Авдееву посвящено несколько скупых строчек в «Википедии», которые совершенно не отражают его огромный вклад с советскую науку и армию: «Советский ученый, специалист в области электроники, родился 16 мая 1915 года, умер 11 октября 1957-го, трудился на заводе по производству радиоламп «Светлана» в Ленинграде, руководил в Новосибирске НИИ-617 (Союзный научно-исследовательский институт по разработке электровакуумных приборов), являлся членом-корреспондентом Академии Наук СССР».
При этом Авдеев — ученый, как принято говорить, от Бога. Все его разработки в области радиоламп были сделаны в отсутствие не только высшего, но и вообще какого-либо систематического образования!
На рубеже 40-х и 50-х годов в электронике, которая, как и все научные достижения того времени, первым делом попадала в военную индустрию, произошел колоссальный прорыв — американский изобретатель, нобелевский лауреат по физике Уильям Брэдфорд Шокли разработал первый в мире транзистор. Маленький металлический цилиндр размером с наперсток с кристаллом полупроводника внутри и тремя проволочными выводами перевернул саму суть конструирования аппаратуры — он позволял отказаться от радиоламп, огромных по сравнению с транзистором, чудовищно энергопрожорливых, хрупких, ненадежных, имеющих малый срок жизни.
Разумеется, американская военная аппаратура тут же начала стремительно миниатюризироваться. А на пороге была космическая эра — там вопросы компактности и надежности техники вставали еще острее. Да и холодная война с её гонкой вооружений ставила новые задачи, в решения которых радиолампы уже не вписывались…
Однако заменить лампы в СССР было нечем! Не то чтоб у нас не было транзисторов — были, и разработки велись. Но нагонять изрядное отставание от буржуев не хватало времени — требовалось как-то рубить Гордиев узел одним ударом. И решение предложил молодой ученый Валентин Авдеев, разработав новый тип электровакуумных приборов — тоже лампы, но конструктивно совершенно иные!
Стержневые лампы Авдеева, которые он разработал в Новосибирске, будучи во время войны эвакуированным туда из Ленинграда вместе с заводом «Светлана», были тоненькими стеклянными цилиндриками, ненамного превышавшими по размерам транзисторы той эпохи. Причем название «стержневые» происходит вовсе не из-за характерной формы ламп (это было бы слишком примитивно!), а из-за формы электродов, что гораздо важнее. Авдеев не просто уменьшил классические лампы до тоненьких «трубочек», а создал принципиально иной способ управления потоками электронов внутри лампы за счет изменения потенциалов на стержнях, из-за которых они и называются стержневыми.
Но главное — благодаря этому изобретению удалось избавиться почти от всех недостатков традиционных ламп, что позволило строить очень надежную, компактную и экономичную радиоаппаратуру.
Стержневые лампы потребляли на порядок меньше энергии и превосходно работали в портативной и миниатюрной технике с батарейным питанием, они не боялись вибраций, функционировали в широчайшем диапазоне температур (от –60 до +125 градусов!), уверенно работали на высоких частотах.
Высокочастотные пентоды 1Ж17Б, 1Ж18Б, 1Ж24Б, 1Ж29Б и 1П24Б — именно так назывались легендарные лампы, которые обеспечили передачу сигналов первого искусственного спутника Земли в 1957 году, благодаря которым из космоса на связь выходили и Гагарин, и Титов, и все первые советские космонавты. На этих лампах работала фактически вся военная радиосвязь 50-х, 60-х (да и 70-х!) годов в нашей стране, и даже в первых противотанковых управляемых снарядах приемники были построены на авдеевских пентодах — заложенная в конструкцию надежность позволяла выдерживать любые перегрузки».
Достижения в сегменте радиосвязи достигли своего развития, насколько может позволить себе земная цивилизация. Стали привычными и обыденными полеты в космическое пространство. Но вместе с этим, пришло время и возможность осуществлять мечту о проведении радиосвязей между радиолюбителями и космонавтами. Подобное выполнение поставленной задачи без подвижников, как и в любом деле, не обойтись. Так было всегда.
Тогда, 10 лет назад задуманное было осуществлено, благодаря педагогу дополнительного образования Панфилову А.А. RA3ED, студенту RV3EEQ, другим участникам экспериментальных радиосвязей. Сегодня аппараты по-прежнему отправляются в космос. Но нет уже действующих в области коллективок, которые могли бы осуществлять подобные космические встречи.
Школьники, которые принимали участие и связывавшиеся с космонавтом Максимом Сурайкиным, повзрослели, но память об этом осталась на всю жизнь. Последняя радиосвязь проводилась в 2017г. Может, кто в одиночку из Орловской области общается с посланцами планеты Земля? Отзовитесь, поделитесь впечатлениями, опытом.
P.S. К стати, имеются упомянутые стержневые радиолампы, без меркантильных интересов, много, для ретро. С уважением, UA3EUW.