©Сергей Трунов, UA3E
ПОПОВ и РАДИО
Попов сделал, Маркони продал. Так кто же «отец» радио?
Европа, подталкиваемая молодой, только что прошедшей горнило гражданской войны, Америкой, лихорадочно навёрстывает упущенное время.
Новым буржуазным правительствам тесно в монархических оковах и они крошат устои феодализма. Предприимчивые капиталисты в погоне за сырьевыми ресурсами и рынками сбыта не желают мириться с существующими границами своих государств. В попавшем между молотом буржуазии и наковальней монархизма простом народе массово зреют и временами прорываются гнойники революций.
Военные, находящиеся на острие всех этих неурядиц лихорадочно вооружаются. Ведь в Европейском воздухе явственно ощущается приближение войны.
Пароходы кардинально поменяли морские сражения. Вместо огромных парусных флотов перевес в бою теперь приносят мелкие группировки судов. Которые внезапно наносят неожиданные удары.
Теперь с адмиральского флагмана нельзя управлять схваткой с помощью привычного морского семафора. Слишком далеко бьются корабли.
А на суше господство захватили бездымный порох и нарезное скорострельное оружие. Пушки уже посылают снаряды за горизонт. Пехота перестала бросаться на врага огромными массами. Когда победа зачастую добывается в штыковом бою.
Слишком уж удручающие потери стала приносить такая устаревшая тактика. Пехотинцы и конница теперь действуют в цепях и мелкими разрозненными отрядами. Которые при сближении с противником используют любые складки местности, лесные массивы и прочие укрытия.
Охватить взглядом в подзорную трубу всю картину боя стало невозможно. Как и управлять подразделениями в таких условиях быстро меняющейся обстановки.
Войскам и флоту как воздух срочно понадобились новые средства связи. Гонцы сами часто теряли свои части. А иногда попадали к врагу. Телефон и телеграф годились лишь когда войска окапывались в обороне. А суда отстаивались в портах.
Как и большинство учёных той эпохи А.С.Попов знаком с разработанными военным ведомством заказом на, как сказали бы сейчас,»научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы» (НИОКР). Кроме того, он преподает в Кронштадте на офицерских минных курсах. Одном из самых передовых учебных заведений подобного рода той поры. И не только в России!
Поэтому заказ на усовершенствование телеграфного аппарата, как наиболее перспективного средства связи того времени привлёк пристальное внимание Попова. Изыскания подобного рода тогда активно велись во всём мире.
Говорят, что идеи носятся в воздухе. Да. Но до той поры, пока в них не возникнет практическая надобность они так и остаются в головах или дневниках учёных. И лишь при настоятельной потребности обретают материальный носитель. Так, видимо, произошло и с изобретением радио.
Александр Степанович был знаком, как и многие передовые учёные той эпохи, с опытами Герца. Думая одновременно о военной надобности своей Родины в один прекрасный момент его осенило.
И вот, 7 мая 1895 года по новому стилю он с ассистентом продемонстрировал на заседании физического отделения Русского физико-химического общества Санкт-Петербурга свой «грозоотметчик». То есть первый в мире действующий аппарат беспроводной связи, который теперь мы знаем как радио.
Не было ли то пресловутое заседание приёмной комиссией военного ведомства? И не зашифровал ли Попов в своём «грозоотметчике» название нового аппарата для связи на полях предстоящих сражений? Доподлинно неизвестно. Но, учитывая тогдашнюю обстановку весьма вероятно. Грядущая война вновь подтолкнула научно-технический прогресс.
Не случайно почти одновременно, чуть позже, с Поповым схожие аппараты представили в Италии Маркони, в Америке и на Балканах Тесла и ряд других изобретателей. Дав потомкам богатую пищу для споров о приоритете в изобретении радио. А они попросту перенимали лучшее друг у друга.
Попов сделал аппаратуру беспроводной связи для военно-морского флота Российской империи. Маркони на этом открытии озолотился. А как по-Вашему, кого из них стоит считать первооткрывателем радио?
Сергей Трунов, mail to: Ua3etq@bk.ru
|