В помощь радиолюбителю – автолюбителю.
Вопрос пришел сам собой. Летом на даче завёл машину и показалось, что одна из свеч барахлит. Получается, что пока их выкрутишь или ещё хуже, если начнёшь по очереди высоковольтные провода снимать до тех пор, пока не долбанёт, в общем – мороки много. Решил собрать приборчик, который бы сам всё и проверил и за самое короткое время.
Начал исходить из того – как быстрее сделать и из чего. Получилось так: нашёл в гараже самодельный стробоскоп, который лет двадцать валялся, подключил 12 вольт, а он и заработал, коробка небольшая. Там в ней блокинг – генератор на двух п210б даёт напряжение на выходе 400 в. Вот я его и оставил в этой коробке, остальное выбросил. Но мне на прибор для диагностики свечей надо 2000 вольт. Умножитель напряжения делать не стал – там ещё и кондюков надо много на большие напряжения и решил проще – нашел маленький трансик с соотношением обмоток 1:5, подключил его на выход блокинг-генератора, добавил ещё несколько деталей и прибор был готов.
Теперь смотрите схему – она очень проста. Поясняю в деталях как настроить этот прибор, потому что здесь пришлось долго повозиться. Если у вас есть готовый блокинг, то уже хорошо. Самое неприятное в этих трансформаторах – это то, что я не люблю мотать высоковольтные обмотки их тонких проводов, потому я и применил тр.№2. Подключил его и проверил напряжение на выходе. Если у вас нет вольтметра на высокие напряжения, попросите у друга или в крайнем случае замерьте это напряжение на выходе тр.№1 , а если вы взяли исправный тр.№2, то можно с уверенностью сказать, что напряжение на нём есть, (пальцами проверять или язык подставлять не советую).
Спаяв правильно схему, вместо свечи сначала надо подключить резистор в 1 Мом на 0,5 ватта, подсоединить к устройству аккумулятор или блок питания на 12-13 вольт. Резистор R5 поставить в положение на 1 Ком, а R3 – в положение 4,7 Мом. Нажать кнопку КН 1 не более чем на одну секунду и посмотреть на показания МКА. Стрелка должна немного отклониться. Регулировкой R5 добиваемся положения стрелки прибора, когда она дойдёт до середины шкалы. Если этого не происходит – регулируем R3 . Добившись этого результата, будем считать, что прибор заработал.
Почему на выходе прибора ставили 1 Мом? Дело в том, что хорошая свеча имеет сопротивление между электродами порядка от 1 до 10 Мом и даже более. Затем отпаиваем 1 Мом и вместо его подсоединяем заведомо хорошую свечу зажигания. Включаем кратковременно кнопку пуска прибора – стрелка должна находиться в пределах шкалы от нуля или не более чем до её половины. Чтобы проверить – работает ли прибор, окуните электроды свечи в воду, чтобы они стали сырыми, выньте из воды и кратковременно ( на пол-секунды) включите прибор. Стрелка прибора должна зашкалить.
Приступаем к окончательной настройке прибора: отсоединив свечу, подпаяв на её место опять 1 Мом, вращением движка R5 добиваемся отклонения стрелки в меньшую сторону, а вращением R3 - отклонения стрелки в большую сторону. И так проделываем несколько раз. Это делается для того, чтобы МКА был как можно больше загрублен резистором R5.Напряжение на выходе прибора должно быть в пределах 2000-2500 вольт, а если более, то между электродами свечи может проскакивать искра- что недопустимо. Поэтому, наматывая повышающую обмотку, надо предусмотреть сделать на ней отводы через сто – двести витков.
Теперь о блокинг – генераторе. Берете любую схему из любого справочника и делаете всё по инструкции, главное чтобы были по паре подобраны два транзистора и правильно подключены первичные обмотки генератора. Если блокинг не запускается – поменяйте концы транса в базовой цепи транзисторов. Можете собрать блокинг и на одном мощном транзисторе любой проводимости – дело вкуса, главное получить на выходе указанное напряжение, чтобы всё залезло в небольшую коробочку (легче возить в автомобиле). Забыл сказать, что при последней настройке прибора не забудьте отпаять с выхода прибора резистор в 1 Мом. А еще нужно запомнить, что чем хуже свеча, тем ярче горит АЛ307. Провод с АЛ307 должен быть выведен из коробки экранированный ( экран посадить на корпус прибора) , на конце которого подпаяйте крокодильчик для зацепки на свечи машины, а к экранированному тоже не забудьте прицепить крокодила. Для того, чтобы проверить свечу в машине (не забудьте выключить двигатель), её не надо выкручивать, только надо снять с неё высоковольтный провод, а вместо него подцепить с прибора, кратковременно ( на одну секунду) нажать на КН 1 и посмотреть на шкалу. При исправной свече стрелка прибора должна давать показания от НУЛЯ до СЕРЕДИНЫ шкалы. Если свеча удовлетворительная – показания на шкале должны быть в пределах от Половины её до 75% . Если более 75% - то свечу надо заменить! На самом МКА не надо переделывать никакую шкалу _ достаточно сделать раскраску нитролаками прямо по стеклу (см.фото). Прибор может подсказать водителю например о том, что если у вас постоянно выходит из строя свеча с одного и того же цилиндра – надо задуматься о том , что не залегли ли кольца, не поломались ли они и много каких других причин можно обнаружить в двигателе.
Из проверенных в гараже 20 свеч на этом приборе две пришлось отбраковать и что самое интересное – одна была неисправна совершенно новая.
Желаю успехов ! Олег Савинкин (UA3ECX) . 01.12.2011 г.
|